Главная

О дуэте

Новости

Тексты

МР 3

О гуслях

Мастерская

Альбомы

Фотографии

Контакты

Гостевая

 

Азбука гуслей

            Гусли звончатые - думку за горы заносят, из-за гор выносят

                  Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даля

Удивительно: о гуслях мы знаем с детства, назвали бы их среди не только типических, но, возможно, и архетипических образов Руси - а многие ли видели их воочию, слышали вживую, в руках настоящего гусляра?  Они родственники арфы, лиры, финского кантеле, гуслей западных славян, прибалтов и поволжских племен: многим народам, заметившим интересное звучание натянутой на лук тетивы, пришла мысль сделать по такому принципу инструмент. По отношению к миру академической музыки они до сих пор стоят особняком и появляются в нем случайными гостями - зато никогда не покидали мира сказки... Это они на правах очевидца рассказывают о жизни давней, но узнаваемой, более правильной и чистой: о жизнедарном свете Солнышка, о поле и лесе и землях зà морем, о богатырях, мудрых старцах и ясноооких девах. Какие еще звуки напомнят нам о крае мира, где Калиновый мост над Смородиной-рекой, об Алатырь-камне на острове Буяне, о невиданном Индрик-звере с рогом во лбу, о птицах радости и печали - вестницах судьбы? 

У академических инструментов одна форма: скрипка, к примеру, в любом музыкальном магазине - неизменно и предсказуемо та же. Гуслей же не найти в магазинах, их не изготавливают на фабриках (хотя когда-то изготавливали - к примеру, на уникальном предприятии «Первая Всероссийская школа инструкторов по изготовлению щипковых музыкальных инструментов», работавшем до революции в г. Козьмодемьянске). Сегодня же их делают только вручную мастера-гусельщики, и каждый по-особенному. Кто-то, чтя старину, воссоздает гусли по древнейшим образцам, дошедшим до нас - 10-го века н.э. (упоминания есть и более древние - 6-го века). Такие хранятся в новгородском Музее музыкальных древностей у В. И. Поветкина, заслуженного реставратора, который изучил этот инструмент в прямом смысле всесторонне и изнутри. Первые гусли - это, по сути, просто вытянутая доска, никакого барабана, прорезь, как на лире (отсюда название), 3-4 струны, резонанс - только за счет свойств дерева, к выбору которого по этой причине подходили очень строго. Это могла быть ель или клен, явор, отсюда понятие «гусли яровчатые».  «Звончатыми» же гусли стали называться с появлением металлических струн в замещение жильных; примерно в это же время их стали натягивать на ящик-резонатор, по-прежнему довольно узкий, снабженный выступом в форме крыла, по которому и получил название новый тип гуслей - крыловидные.

     Другие современные мастера учитывают опыт последующих веков и делают гусли бòльшего размера, с барабаном в форме трапеции или шлема (как раз шлемовидные гусли изображены на буквице из Новгородского служебника 14-го века), с числом струн от 8 до 14, в современных изделиях и более. Звук таких гуслей насыщеннее, богаче и просто громче, а возможности для исполнителя - несомненно шире. Далее развитие идет за счет увеличения количества струн, которое приводит к наращиванию размеров резонаторного ящика. Одно из остроумных решений - натянуть струны крест-накрест, но инструмент и в этом случае остается довольно громоздким и тяжелым, и удобнее ставить его на стол, чем держать на коленях. Так в 16-17 вв. появляется новая разновидность гуслей -  «столовые», с прямоугольным корпусом и 50-60 струнами, которые ставили на стол или просто приделывали к ним ножки. Зато умножение струн дает важное преимущество: возможность настраивать инструмент не диатонически (до-ре-ми-фа-соль-ля-си), а хроматически (с диезами), и значит - брать любые аккорды. Наконец, на основе настольных гуслей создается современный концертный вариант - ящик на ножках с мудреным механизмом внутри, благодаря которому до 60 струн (4-5 октав) управляются одной октавой фортепианных клавиш. Гусли ли всё это, нужны ли такие и правомерно ли называть столь разные инструменты одним именем (вспомним те же скрипку и виолончель) - извечный спор «академистов» и приверженцев аутентичности.

Судьба гуслей оказалась под стать им - ни на кого не похожей: ее прихотливой волей они оказывались, поочередно или одновременно, в руках тех, кто во всем остальном могли быть идейными противниками, а то и непримиримыми врагами. Их одинаково любили и язычники, и христиане, знать и простой люд, и примеры всем этим разнообразным применениям мы находим в творчестве современных гусляров - как тех, кто воспроизводит фольклорный источник с целью добиться максимальной с ним схожести, так и тех, кто такой цели не ставит и создает свое; и те и другие при этом с чуткостью и точностью художников воссоздают звучание ушедшего мира.

        В дохристианские времена  гусли использовались не столько для увеселения, сколько при проведении обрядов. Известные сегодня народные песни обязательно хранят элементы если не языческой традиции в чистом виде, то обрядовой символики. Лирические песни, как «Колечко мое», «Ходили девки», относятся к более позднему времени (хотя и в них слышны отголоски обрядовости), когда гусли, полюбившиеся народу своей простотой и благозвучностью, распространились в крестьянской среде.

       На них подыгрывали себе сказители-бояны, чтецы былин и стàрин, при дворе князей и в странствиях по городам и весям. Былины или распевали, или сказывали речитативом.

     Под гусли же веселили народ небылицами да потешинами -  пародиями на эпические былины - скоморохи, продолжатели традиции жрецов-музыкантов, участников языческих религиозных обрядов древних славян. В летописях гусли упоминаются как необходимая принадлежность скоморохов, хотя они использовали также гудок (струнный, а не духовой инструмент!), свирель, колесную лиру.  Кстати, заслуга именно скоморошьих ватаг в том, что гусли пережили темные века - во времена гонений на вольномыслие им (как и их хозяевам) разного досталось: их отнимали, ломали, жгли, в особенности же при Алексее Тишайшем. Инструментальное музицирование осуждалось и преследовалось как наследие язычества и было буквально запрещено с 13 по 18 век; при этом именно в 15-17 веках скоморохи были, что называется, на пике популярности - народ чтил и привечал веселых людей за их опыт, полученный в странствиях, да и от забавы был не прочь.

     А как относилась к гуслям Православная Церковь? Нелюбовь к скоморохам вовсе не мешала ее представителям, во-первых, изображать гусли в книгах церковного содержания, как в случае с уже упоминавшейся буквицей из Служебника (гусли там фигурируют в качестве атрибута царя Давида), а во-вторых - с 18 века использовать их при хоровом пении, причем такие прямоугольные настольные гусли даже назывались «поповскими». Под гусли же кàлики - странники, нищенствующие по Руси, часто паломники к Гробу Господню, за что прозывали их «перехожими» - традиционно исполняли так называемые духовные стихи, в которых поэтически выразилась самая душа русского православия. Не обошли гусли вниманием и казаки, и это вполне закономерно, поскольку именно в их песнях в наименее искаженном виде сохранена коренная эпическая традиция («Степь-дорожка», « Садко»).

         Но не следует думать, что гусли - просто любопытный сувенир из прошлого. Они и в наше время живут самой полноценной жизнью, какой может жить музыкальный инструмент, потому что песни под них не только воссоздаются, но, как уже было сказано, также и придумываются - обязательно в гармонии с традиционной стилистикой, которую только обогащают новые образы. Гусли продолжают служить своей цели - помогать говорить о том, о чем от веку гусляр говорил: о жизни невидимой, но знаемой, более справедливой, правильной и чистой.

Hosted by uCoz