Публикуется с незначительными изменениями

 

Древние славяне нашего времени

 

Тема славянства сегодня чрезвычайно популярна. Интернет пестрит множеством тематических сайтов славян, язычников, родноверов. Люди тянутся к истокам, ищут свои корни, вспоминают имена забытых богов и исполняют древние обряды. Зачем? Да просто потому, что хочется прикоснуться к тому, «откуда есть пошла земля русская», понять, кто мы такие, и ощутить некую старинную силу своего рода-племени. Эта тема сложна и интересна одновременно, и чтобы проникнуть в нее, недостаточно  перепрыгнуть костер в купальскую ночь или выучить движения русского народного  танца. «Если уж изучать, то копать надо глубоко», - считают нижегородцы Сергей Балакин и Ольга Лазукина из дуэта «Зелен холм» - этнической группы, исполняющей славянскую музыку.

 

 

 

Дома у Сергея и Ольги огромная библиотека книг по славянской и языческой тематике, труды историков, философов, художественная литература. Здесь же мини-студия для записывания песен и мастерская по производству гуслей. Побывав у них в гостях, я поняла, что именно так и должна выглядеть квартира творческой семьи. Они вместе пишут песни:

Сергей сочиняет музыку, Ольга пишет тексты. И так уже 10 лет.

 

Но и до того, как они познакомились, каждый из них занимался музыкой: Ольга Лазукина окончила музыкальную школу, пела под гитару и фортепиано, сочиняла песни, у Сергея была своя группа. Когда они начали петь вместе, сначала это было в кругу друзей, у костра. Потом  песен стало больше, им захотелось выступать на публике. Сергей и Ольга примкнули к бардам, принимали участие в конкурсах авторской песни, но вскоре поняли, что эта атмосфера чужда для них, они в ней не приживутся.

 

 - На самом деле, я всегда испытывал тягу к древнерусской, славянской музыке, - говорит Сергей Балакин. – И даже когда мы пели под гитару, это очень напоминало народные былины, им не хватало только соответствующего музыкального сопровождения – гуслей. А однажды мне посчастливилось познакомиться с гуслярами, и я понял, что сам смогу смастерить гусли. Сделал одни, потом вторые, так и пошло дело...

 

Теперь Сергей делает гусли не только для их с Ольгой дуэта, но и на заказ. Он рассказал, что раньше был художником. Но после того, как занялся изготовлением гуслей, интерес к написанию картин пропал.

 

- Просто, когда делаешь гусли, обязательно нужно вдохновение, это такой же творческий процесс, как написание картины, - объясняет он. - Можно сказать, что творческая энергия пошла в дерево, в струны, в звук... Мои гусли — это те картины, которые я мог бы написать. Я в них вкладываю душу, иначе нельзя, инструмент может не зазвучать. Гусли можно делать как из цельной доски, так и из разных дощечек. Из цельной получаются  узкие гусли, с малым количеством струн, такой инструмент более напоминает архаичный. На звучание же гуслей влияет длина и натяжение струны – если она слишком сильно натянута, то недостаточно вибрирует, а, значит, будет недоставать обертонов. Архаичный звук гуслей как раз очень богат обертонами, потому что жильные струны в старину были натянуты довольно слабо.

 

 

 

Творчество «Зелена холма» выходит далеко за рамки стилизации народных песен. Сергей и Ольга стараемся приблизиться к самым основам народного песенного наследия и поделиться со слушателями осмыслением этих основ, дав им новое развитие в своих авторских песнях.

Темы для своих песен они черпают в сюжетах и образах славянской мифологии. Мы не знаем, как именно исполняли свои песни древнерусские гусляры, но на концерте «Зелена холма» понимаешь – вот так!

 

- Конечно, гусли накладывают определенный отпечаток на музыкальное звучание, - говорит Ольга Лазукина. – Потому что какие-то аккорды ты просто не сможешь взять и они, в принципе, не нужны. Получается, что те ограничения, которые накладываются «нехваткой аккордов», оказываются не ограничениями, а теми самыми основами создания произведений именно в славянском русле.

 

 Музыка скоморошин, потешек, былин – различные вариации всего нескольких мелодий, что это говорит нам: гусляры древней Руси были большими импровизаторами и не повторяли один и тот же музыкальный мотив, а постоянно искали новые формы мелодического рисунка. Кстати, иногда  былины, которые в большинстве своем считаются серьезными произведениями, пелись под откровенно плясовые мелодии. Скоморохи же, в свою очередь, не только исполняли роль шутов-забавников, но были носителями куда более значительной миссии: своими песнями они заставляли народ задуматься о происходящих на Руси событиях, о своем предназначении. У «Зелена холма» тоже есть своя миссия – их песни-былины (хотя они поют и скоморошины, и потешки) благодаря своему исконно древнерусскому звучанию возвращают слушателей к осмыслению своих родовых корней. 

 

Конечно, творчество «Зелена холма» невозможно без изучения культуры наших предков – восточных славян. Их привыкли воспринимать лишь как язычников-идолопоклонников, забывая о том, какие богатейшие знания несла их культура, какими глубинными смыслами бытия были наполнены все их обряды и праздники.

 

- Культура древних славян, действительно, была близка к природным ритмам, - рассуждают Сергей с Ольгой. – Например, самая длинная ночь, предшествующая зимнему Солнцевороту – с 21 на 22 декабря – называлась Карачун. Но он отмечался не только у славян. День зимнего солнцестояния был главным праздником года и для европейцев. Предки современных скандинавов и германские племена называли его Йоль – праздник поворота от тьмы к свету. После самого короткого дня и самой длинной ночи светлое время суток начинает понемногу увеличиваться, знаменуя тем самым Новый год или новый жизненный цикл. В эту ночь разводили костры, помогая тем самым вернуться солнцу, украшали дома, уставляли стол обильными яствами. Зажигали огни и веселились, чтобы скоротать самую темную ночь. Сейчас же осталась лишь форма новогоднего праздника: люди также «жгут огни», включая елочные гирлянды, фонарики, пуская салюты, петарды, едят и пьют до утра, но уже не понимают, зачем они это делают, сама суть праздника скрыта от них, осталась лишь традиция. Да и сам праздник справляется не в ту ночьА масленица, так та вообще празднуется на месяц-полтора раньше, чем это было у наших мудрых предков. Это же праздник весеннего равноденствия, он должен отмечаться 21-22 марта и не зависеть от Пасхи, как в наше время. Сейчас он напрочь лишен практической основы, ведь катание колес, круглые, румяные, горячие блины (хотя они связаны также и с помином предков) – это символическая встреча долгожданного солнца. Под этими праздниками лежит календарная основа, которую из-под них выдернули, лишив тем самым и смысла. У славян во всех обрядах была жизненная основа: летнее солнцестояние на Ивана Купалу помогало зачатию детей, отсюда все это разгулье в Купальскую ночь, а в самое темное время года – начало ноября (1 ноября – День всех святыхв католической традиции) – поминали усопших, потому что считалось, что в этот период открывается мир мертвых, или мир предков. Собственно, вся жизнь человека умещается в эти праздники, они являются отражением всего жизненного цикла. Это сейчас мы живем по линейному времени – прошлое, настоящее, будущее, а наши предки жили по времени циклическому или круговому, поэтому и не боялись смерти, ведь именно так живет вся Вселенная.

 

 

Безусловно, создание органичного образа на сцене предполагает соответствующие костюмы, обувь, пояса, украшения.  Однако это совсем не то, что принято называть словом «имидж». Сергей и Ольга утверждают, что славянская тематика очень близка им не только на сцене, но и в повседневной жизни.

 

- Например, мне не нравится современная мода, - говорит Сергей Балакин. – Я, выходя на улицу, с удовольствием надеваю льняную рубаху и чувствую себя в ней очень комфортно. Волосы и бороду тоже не растил специально, просто довольно рано понял, что мне нравится ходить именно так. То есть все это происходило естественно, была внутренняя потребность к поиску своего истинного я, что выражалось в стремлении слышать и воспроизводить определенные звуки, носить ту или иную одежду, читать важные для меня книги, общаться с интересными  мне людьми. Поэтому мой образ, также как и Олин, не создан искусственно, он абсолютно гармоничен.

 

Места, где Сергей и Ольга любят бывать, тоже не самые обычные. Например, если кто-то любит отдыхать в Турции или в Египте, то Сергей с Ольгой предпочитают Соловки. Посетив это место прошлым летом, они привезли оттуда массу впечатлений. Они поехали туда не как обычные туристы, а скорее как исследователи наиболее архаичного пласта истории этих мест: бродили по каменным лабиринтам, побывали на архипелаге Кузова, включающем в себя 16 необитаемых островов с восхитительными природными ландшафтами и памятниками старины, слушали рассказы о саамах (северном народе) и их культах камней, гор, животных, деревьев и явлений природы. А потом местные жители организовали им концерт. «Северные» песни «Зелена холма» как нельзя лучше соответствовали месту. Теперь Сергей с Ольгой мечтают о поездках на Байкал, Алтай, хотят посетить Ладожское и Онежское озера.

 

Если раньше на гуслях играл только Сергей, а Ольга пела и играла на окаринах (глиняных свистульках), то теперь и она осваивает гусли. На сегодняшний день в репертуаре «Зелена холма» порядка 30 песен, среди которых есть как авторские, так и народные. У группы уже сформировалась своя постоянная публика. Их концерты хоть и редки, но всегда долгожданны для любителей славянской музыки. А выступают они там, куда приглашают: на различных этнографических фестивалях, выставках, в музеях. Время от времени их зовут приехать в другие города, например, в Киров, Пензу, Санкт-Петербург.

 

Оксана Ольшанская

 

Hosted by uCoz