Двое из скоморошьей ватаги

Дуэт «Зелен холм» поет другие песни и живет по другому времени

 

Он – могучий, бородатый, в старинной русской рубахе, на лбу плетеное очелье, на ногах поршни (кожаная обувь, по форме схожая с лаптями). Она – светловолосая, в длинном славянском одеянии, на талии узорчатый пояс, на шее ожерелья. Ни дать ни взять герои былинного эпоса, каким-то чудным образом перенесшиеся из древних сказок в реалии нашего времени. Им, наверное, больше бы подошли имена Ставр Годинович и Василиса Микулишна, но они – наши современники Сергей Балакин и Ольга Лазукина, их совместный дуэт называется «Зелен Холм». Сергей сочинят музыку, сам делает гусли и играет на них, Ольга пишет текстовое сопровождение – так рождаются песни, которые погружают слушателей в культуру древней Руси, песенное творчество сказителей и гусляров.

 

Энергия ненаписанных картин

 

Сергей Балакин и Ольга Лазукина вместе уже 10 лет. Еще до того, как их пути пересеклись, каждый из них занимался музыкой: Ольга окончила музыкальную школу и очень любила петь под гитару и фортепиано, придумывала песни, у Сергея была своя группа. Когда они начали петь вдвоем, то поначалу это было по-домашнему, у костра, в кругу друзей, затем песен становилось все больше и больше, творчество просило выхода, признания  слушателей. Сергей и Ольга пытались прижиться в бардовской среде, даже принимали участие в каких-то конкурсах авторской песни, но довольно скорое поняли, что эта атмосфера чужда для них.

 

- У меня всегда была тяга к древнерусской, славянской музыке, - говорит Сергей. – И когда мы поначалу пели под гитару, наши песни очень напоминали народные былины, им не хватало только соответствующего музыкального сопровождения – гуслей. Вообще переходный период от гитарной музыки к гуслям был достаточно долгим. У нас уже были славянские рубахи, стилистика песен была соответствующая, но пели все еще под гитару. А потом мне довелось пообщаться с гуслярами, и я подумал, почему бы мне самому не сделать гусли? Взял и сделал: сначала одни, потом вторые, третьи… Стали появляться навыки гуслярного мастерства. Так вот и делаю теперь – и для себя и на заказ.

 

Сам процесс производства гуслей, безусловно, творческий. Это как картину написать, и тут без вдохновения не обойтись. Сергей Балакин знает это, как никто другой, потому что сам художник в прошлом. Как только он занялся изготовлением гуслей, вся творческая энергия пошла в дерево, в струны, в звук, и страсть к написанию полотен куда-то испарилась.

 

- Можно сделать гусли из цельной доски, можно – из разных дощечек. Из цельной – узкие, с малым количеством струн, такие гусли считаются более архаичными. На звучание гуслей влияют многие факторы. Например, длина и натяжение струны – если она слишком сильно натянута, то недостаточно вибрирует, а, значит, будет недоставать обертонов. Архаичный звук гуслей как раз очень богат обертонами, потому что жильные струны в старину были натянуты довольно слабо.

 

Возвращение к роду

 

Все песни, сочиненные Сергеем и Ольгой, пишутся и исполняются в рамках народной традиции. Сергей и Ольга чувствуют эту традицию интуитивно, поэтому кажется, что их творчество проникло к нам прямиком из Новгорода IX века.

 

Пришел Коляда накануне Рождества,

Приводил Коляда Солнце Красное

Поворачивал день он да с ночи прочь…

 

- Конечно, гусли накладывают определенный отпечаток на музыкальное звучание, - поясняет Ольга. – Потому что какие-то аккорды ты просто не сможешь взять и они, в принципе, не нужны. Получается, что те ограничения, которые накладываются «нехваткой аккордов», оказываются не ограничениями, а теми самыми основами создания произведений именно в славянском русле.

 

Из-за леса, из-за гор

Выезжал дядя Егор.

Он на сивой на телеге,

На скрипучей лошади…

 

Музыка скоморошин, потешек, былин – различные вариации всего нескольких мелодий. А это говорит о том, что гусляры древней Руси были большими импровизаторами и нисколько не зацикливались на повторении одного и того же музыкального мотива, постоянно ища новые формы мелодического рисунка. Кстати, очень много былин, которые принято считать серьезными произведениями, пелось под откровенно плясовые мелодии. А скоморохи, в свою очередь, не только исполняли роль шутов-забавников, но были носителями куда более значительной миссии, своими песнями  заставляя народ задуматься о происходящих на Руси событиях, о своем предназначении. У «Зелена холма» тоже есть своя миссия – их песни-былины (хотя они поют и скоморошины, и потешки) благодаря своему исконно древнерусскому звучанию возвращают слушателей к осмыслению своих родовых корней. 

 

В той стороне суров народ,

А если кто в беде – помочь идет.

Меч точит – в доме мир,

Печь топит –  в доме лад,

Да не хоромами –

Богом своим богат

 

 

Карачун нам, или С Новым годом

 

Сергей и Ольга дружат с реконструкторами, которые помогают им с пошивом славянских костюмов, обуви, поясов, украшений. Архаичные одеяния просто необходимы для  создания органичного образа гусляров. Но само понятие «имидж» чуждо «Зелену холму», Сергей и Ольга утверждают, что славянская тематика очень близка им не только на сцене, но и в повседневной жизни.

 

- Мне не нравится современная мода, - говорит Сергей. – Я, выходя на улицу, с удовольствием надеваю льняную рубаху и чувствую себя в ней очень комфортно. Волосы и бороду тоже не растил специально, просто довольно рано понял, что мне нравится ходить именно так. То есть все это происходило естественно, была внутренняя тяга к поиску своего истинного я, что выражалось в стремлении слышать и воспроизводить определенные звуки, носить ту или иную одежду, читать важные для меня книги, общаться с интересными  мне людьми. Поэтому мой образ, также как и Олин, не создан искусственно, он абсолютно органичен.

 

Само собой, такого рода творчество невозможно без изучения культуры наших предков – восточных славян, которых многие привыкли воспринимать лишь как язычников-идолопоклонников, забывая о том, какие богатейшие знания несла их культура, какими глубинными смыслами бытия были наполнены все их обряды и праздники.

 

- Знаете, когда на самом деле следовало бы отмечать Новый год? 21 или 22 декабря, когда происходит зимний Солнцеворот. В славянской мифологии самая длинная ночь, предшествующая ему, называлась Карачун, а сам праздник был посвящен богу Коледе. День зимнего солнцестояния был главным праздником года и для европейцев. Предки современных скандинавов и германские племена называли его Йоль – праздник поворота от тьмы к свету. После самого короткого дня и самой длинной ночи светлое время суток начинает понемногу увеличиваться, знаменуя тем самым Новый год или новый жизненный цикл. В эту ночь разводили костры, помогая тем самым вернуться солнцу. Для солнца украшали дома, уставляли стол обильными яствами. Зажигали огни и веселились, чтобы скоротать самую темную ночь.

А что сейчас? Осталась лишь форма новогоднего праздника: люди также «жгут огни», включая елочные гирлянды, фонарики, пуская салюты, петарды, едят и пьют до утра, но уже не понимают, зачем они это делают, сама суть праздника скрыта от них, осталась лишь традиция. А масленица, так та вообще празднуется почти на месяц раньше, чем должна. Это же праздник весеннего равноденствия, он должен отмечаться 21-22 марта и не зависеть от Пасхи, как у нас. А сейчас он напрочь лишен практической основы, ведь катание колес, круглые, румяные, горячие блины – это символическая встреча долгожданного солнца. Под этими праздниками лежит календарная основа, которую из-под них выдернули, лишив тем самым и смысла. А у славян во всех обрядах была жизненная основа: летнее солнцестояние на Ивана Купалу помогало зачатию детей, отсюда все это разгулье в Купальскую ночь, а в самое темное время года – начало ноября (1 ноября – День всех святых) – поминали усопших, потому что считалось, что в этот период открывается мир мертвых или мир предков. Кстати, начало ноября и начало мая – это такие симметричные промежуточные точки между четырьмя основными – весенним и осенним равноденствием и зимним и летним солнцестоянием, и обе они связаны с поминанием ушедших в мир иной (Радоница). Собственно, вся жизнь человека умещается в эти праздники, они являются отражением всего жизненного цикла. Это сейчас мы живем по линейному времени – прошлое, настоящее, будущее, а наши мудрые предки жили по времени циклическому или круговому, поэтому и не боялись смерти, ведь именно так живет вся Вселенная.

 

Оксана ОЛЬШАНСКАЯ

 

P.S. У Сергея и Ольги есть мечта: чтобы «Зелен холм» зазвучал в полном смысле этого слова, в его составе должны быть не только гусли, но еще окарины (народные духовые инструменты из глины), бубны, накры (древнерусский ударный инструмент типа парных литавр), свистульки, жалейки и даже бас-гусли. А еще они хотят уехать из города в деревню, растить там детей, завести приусадебное хозяйство и если ездить в город, то только чтобы выступить с концертом. Мечты, с одной стороны чисто материальные, а с другой – самые что ни есть духовные, потому что жить так в наше время – почти что подвиг. Дай Бог, чтобы у них все получилось.

 



Hosted by uCoz