Сергей Балакин и Ольга Лазукина вместе уже 10 лет.
Еще до того, как их пути пересеклись, каждый из них занимался музыкой: Ольга
окончила музыкальную школу и очень любила петь под гитару и фортепиано, придумывала
песни, у Сергея была своя группа. Когда они начали петь вдвоем, то поначалу это
было по-домашнему, у костра, в кругу друзей, затем песен становилось все больше
и больше, творчество просило выхода, признания
слушателей. Сергей и Ольга пытались прижиться в бардовской
среде, даже принимали участие в каких-то конкурсах авторской песни, но довольно
скорое поняли, что эта атмосфера чужда для них.
-
У меня всегда была тяга к древнерусской, славянской музыке, - говорит Сергей. –
И когда мы поначалу пели под гитару, наши песни очень напоминали народные
былины, им не хватало только соответствующего музыкального сопровождения –
гуслей. Вообще переходный период от гитарной музыки к гуслям был достаточно
долгим. У нас уже были славянские рубахи, стилистика песен была
соответствующая, но пели все еще под гитару. А потом мне довелось пообщаться с
гуслярами, и я подумал, почему бы мне самому не сделать гусли? Взял и сделал:
сначала одни, потом вторые, третьи… Стали появляться
навыки гуслярного мастерства. Так вот и делаю теперь – и для себя и на заказ.
Сам процесс производства гуслей, безусловно,
творческий. Это как картину написать, и тут без вдохновения не обойтись. Сергей
Балакин знает это, как никто другой, потому что сам художник в прошлом. Как
только он занялся изготовлением гуслей, вся творческая энергия пошла в дерево,
в струны, в звук, и страсть к написанию полотен куда-то испарилась.
-
Можно сделать гусли из цельной доски, можно – из разных дощечек. Из цельной – узкие, с малым количеством струн, такие гусли
считаются более архаичными. На звучание гуслей влияют многие факторы.
Например, длина и натяжение струны – если она слишком сильно натянута, то
недостаточно вибрирует, а, значит, будет недоставать обертонов. Архаичный звук
гуслей как раз очень богат обертонами, потому что жильные струны в старину были
натянуты довольно слабо.
Возвращение к роду
Все песни, сочиненные Сергеем и Ольгой, пишутся и
исполняются в рамках народной традиции. Сергей и Ольга чувствуют эту традицию
интуитивно, поэтому кажется, что их творчество
проникло к нам прямиком из Новгорода IX века.
Пришел Коляда накануне Рождества,
Приводил Коляда Солнце Красное
Поворачивал день он да с ночи прочь…
-
Конечно, гусли накладывают определенный отпечаток на музыкальное звучание, -
поясняет Ольга. – Потому что какие-то аккорды ты просто не сможешь взять и они,
в принципе, не нужны. Получается, что те ограничения, которые накладываются
«нехваткой аккордов», оказываются не ограничениями, а теми самыми основами
создания произведений именно в славянском русле.
Из-за леса, из-за гор
Выезжал дядя Егор.
Он на сивой на
телеге,
На скрипучей лошади…
Музыка скоморошин, потешек, былин – различные вариации всего нескольких
мелодий. А это говорит о том, что гусляры древней Руси были большими
импровизаторами и нисколько не зацикливались на
повторении одного и того же музыкального мотива, постоянно ища новые формы
мелодического рисунка. Кстати, очень много былин, которые принято считать
серьезными произведениями, пелось под откровенно плясовые мелодии. А скоморохи,
в свою очередь, не только исполняли роль шутов-забавников, но были носителями
куда более значительной миссии, своими песнями
заставляя народ задуматься о происходящих на Руси событиях, о своем
предназначении. У «Зелена холма» тоже есть своя миссия – их песни-былины (хотя
они поют и скоморошины, и потешки)
благодаря своему исконно древнерусскому звучанию возвращают слушателей к
осмыслению своих родовых корней.
В той стороне суров народ,
А если кто в беде – помочь идет.
Меч точит – в доме мир,
Печь топит – в доме лад,
Да не хоромами –
Богом своим богат…
Карачун нам, или С Новым годом
Сергей и Ольга дружат с реконструкторами,
которые помогают им с пошивом славянских костюмов, обуви, поясов, украшений.
Архаичные одеяния просто необходимы для
создания органичного образа гусляров. Но само понятие «имидж» чуждо «Зелену холму», Сергей и Ольга утверждают, что славянская
тематика очень близка им не только на сцене, но и в повседневной жизни.
-
Мне не нравится современная мода, - говорит Сергей. – Я, выходя на улицу, с
удовольствием надеваю льняную рубаху и чувствую себя в ней очень комфортно.
Волосы и бороду тоже не растил специально, просто довольно рано понял, что мне
нравится ходить именно так. То есть все это происходило
естественно, была внутренняя тяга к поиску своего истинного я,
что выражалось в стремлении слышать и воспроизводить определенные звуки, носить
ту или иную одежду, читать важные для меня книги, общаться с интересными мне людьми. Поэтому мой образ, также
как и Олин, не создан искусственно, он абсолютно органичен.
Само
собой, такого рода творчество невозможно без изучения культуры наших предков –
восточных славян, которых многие привыкли воспринимать лишь как
язычников-идолопоклонников, забывая о том, какие богатейшие знания несла их
культура, какими глубинными смыслами бытия были наполнены все их обряды и
праздники.
-
Знаете, когда на самом деле следовало бы отмечать Новый год? 21 или 22 декабря,
когда происходит зимний Солнцеворот. В славянской мифологии самая длинная ночь, предшествующая ему, называлась Карачун, а сам
праздник был посвящен богу Коледе. День зимнего
солнцестояния был главным праздником года и для европейцев. Предки современных
скандинавов и германские племена называли его Йоль –
праздник поворота от тьмы к свету. После самого короткого дня и самой длинной ночи светлое время суток начинает понемногу
увеличиваться, знаменуя тем самым Новый год или новый жизненный цикл. В эту
ночь разводили костры, помогая тем самым вернуться солнцу. Для солнца украшали
дома, уставляли стол обильными яствами. Зажигали огни и веселились, чтобы
скоротать самую темную ночь.
А что сейчас? Осталась лишь форма новогоднего
праздника: люди также «жгут огни», включая елочные гирлянды, фонарики, пуская
салюты, петарды, едят и пьют до утра, но уже не понимают, зачем они это делают,
сама суть праздника скрыта от них, осталась лишь традиция. А масленица, так та
вообще празднуется почти на месяц раньше, чем должна. Это же праздник весеннего
равноденствия, он должен отмечаться 21-22 марта и не зависеть от Пасхи, как у
нас. А сейчас он напрочь лишен практической основы,
ведь катание колес, круглые, румяные, горячие блины – это символическая встреча
долгожданного солнца. Под этими праздниками лежит календарная основа, которую
из-под них выдернули, лишив тем самым и смысла. А у славян во всех обрядах была
жизненная основа: летнее солнцестояние на Ивана Купалу помогало зачатию детей,
отсюда все это разгулье в Купальскую ночь, а в самое
темное время года – начало ноября (1 ноября – День всех святых) – поминали
усопших, потому что считалось, что в этот период открывается мир мертвых или
мир предков. Кстати, начало ноября и начало мая – это такие симметричные
промежуточные точки между четырьмя основными – весенним и осенним
равноденствием и зимним и летним солнцестоянием, и обе они связаны с поминанием
ушедших в мир иной (Радоница). Собственно, вся жизнь
человека умещается в эти праздники, они являются отражением всего жизненного
цикла. Это сейчас мы живем по линейному времени – прошлое, настоящее, будущее,
а наши мудрые предки жили по времени циклическому или круговому, поэтому и не
боялись смерти, ведь именно так живет вся Вселенная.
Оксана
ОЛЬШАНСКАЯ
P.S. У Сергея и
Ольги есть мечта: чтобы «Зелен холм» зазвучал в полном смысле этого слова, в
его составе должны быть не только гусли, но еще окарины (народные духовые
инструменты из глины), бубны, накры (древнерусский
ударный инструмент типа парных
литавр), свистульки, жалейки и даже бас-гусли. А еще
они хотят уехать из города в деревню, растить там детей, завести приусадебное
хозяйство и если ездить в город, то только чтобы выступить с концертом. Мечты,
с одной стороны чисто материальные, а с другой – самые что ни есть духовные,
потому что жить так в наше время – почти что подвиг. Дай Бог, чтобы у них все
получилось.